вторник, 12 апреля 2016 г.

Собака на сене или Как закрывали Nostalrius



Ностальриус всё. Сервер закрыт, прощальные эвенты с вакханалией в стартовых локациях отгремели, чего нельзя сказать о бурлении оскорблённых в лучших чувствах игроков. Петиция, адресованная лично Морхейму, набрала уже более восьмидесяти тысяч подписей, а тематические форумы надрываются угрозами проклясть юридических представителей Blizzard до пятого колена (ну или просто отменить подписку). Больше всего в этой ситуации отличились игроки официальных серверов, чья гипертрофированно-положительная реакция на закрытие Носта удивила даже видавшего виды меня.


Юридически к ситуации не подкопаешься. Все козыри были и остаются в руках Blizzard. Это их игра с их контентом и копирайт в этом случае непрошибаем абсолютно. Умельцы, запустившие Ност проделали огромную работу по переделке исходного кода эмулятора Mangos, в результате которого единовременный онлайн на частном сервере в пиковые часы легко переваливал за тринадцать тысяч игроков при этом оставаясь стабильным. Работали все скрипты, все умения, все (почти, навскидку процентов 90) квесты и практически не было багов в данжах. По всем параметрам Ност можно было назвать образцово-показательным сервером, в отличительные особенности которого следует записать ещё одну вещь, для многих ставшую решающей в выборе. Полное отсутствие доната. Авторы принимали пожертвования, но они: а) не давали жертвующим вообще ничего и б) даже не попадали в руки администрации, напрямую отправляясь поставщику услуг хостинга. И, тем не менее, проект закрыт по требованию Blizzard, со всей полагающейся бюрократией, вроде отключения хоста по велению свыше и судебного иска.

 

Потому, что могут. Потому, что существование сервера было нелегальным, чем любят бравировать новопроклюнувшиеся хейтеры, которые по их собственному утверждению сами законы цифрового копирайта не нарушают, игры покупают в Стиме, музыку в Айтюнс, а фильмы в Нетфликсе (несмотря на то, что последний появился в России только в этом году). Другое дело, что кроме следования букве закона есть ещё так называемое моральное право, при упоминании которого принято презрительно фыркать. По сути, той игры, которую пиратили на Носте, сейчас на официальных серверах WoW не существует. Она сгинула лет десять назад, ещё до приснопамятного Катаклизма. И для тех, кто ищет именно того игрового опыта, что и в 2004-2006 годах законного способа его получить на данный момент не существует. Если бы Blizzard открыла Legacy серверы, про которые было много разговоров, то можно было бы говорить о какой-то краже интеллектуальной собственности с целью получения прибыли (хотя в этом случае всё население Носта само рвануло бы на офф, сжимая кредитки в потных ладошках). Но фраза, которая уже успела стать мемом, высказанная когда-то со сцены Близзкона гласит «You Think You Do, But You Don’t», мол, вы думаете, что хотите ванильные серверы, но на самом деле не хотите. После этого сейчас модно ставить один видеоролик.


Собака на сене, да. Другим аргументом в пользу закрытия Носта любят приводить кражу пользовательской базы у ритейла. Напомню, что общее количество зарегистрированных аккаунтов на Nostalrius составляет 800 тысяч. Из них 150 тысяч являются (являлись) активными, то есть регулярно заходящими в игру и проводящими там какое-то время. Пиковый онлайн, как я уже упоминал, находился в районе 11-14 тысяч и это только на PvP сервере (PvE открыли сильно позже, но и там ежевечерне я наблюдал 2-3 тысячи играющих). В теории это может составить конкуренцию порядком похудевшей базе подписчиков официальных серверов, по последним опубликованным данным плавающей на отметке ~5 млн. аккаунтов. На практике же я бы хотел поделиться личными наблюдениями. Большую часть тех, с кем мне удалось познакомиться за этот год непосредственно в игре, а также тех, кто проявляет активность на форумах, Реддите, в комментариях к новостным ресурсам и просто близких знакомых я могу разделить на две группы. Первая это закоренелые воверы, которые играют с ранних аддонов и по сей день на официальных серверах. В связи с тем, что нынешний WoW не отжирает свободное время неприлично большими кусками у них остаётся время тряхнуть стариной, но основную подписку они не отменяют (хотя после закрытия Носта прецедентов в сети всё больше, но это они в сердцах, никуда они не денутся с подводной лодки из гарнизона). Вторая группа это староверы, которые ушли после BC/WotlK и видели весь нынешний WoW в гробу. Эти, ясное дело, в целевую аудиторию ритейла даже близко не попадали, так что никакого конфликта между пользовательскими базами я тут не вижу. Теоретически есть одна категория игроков, на которой Blizzard могла бы потерять деньги и которая, если говорить о частных серверах более поздних дополнений, составляет большинство в нынешнем русскоязычном пространстве сети. Это, выражаясь языком некоторых одиозных интернет-деятелей, «жадные дети». Те товарищи, которые хотят именно поиграть в WoW (а не в ваниллу), но которых жаба душит покупать аддоны и платить подписку. Существование их именно на ванильном Носте мне представляется весьма эфемерным потому что, во-первых существует огромное количество куда менее хардкорных серверов более поздних дополнений с куда более высокими рейтами прокачки, во-вторых на Носте наблюдалось отсутствие доната (а общеизвестно, что за подписку эта категория платить не любит, зато единовременно занести денежку за топовую броньку она горазда), в-третьих присутствует языковой барьер в общении и в-четвёртых младые юноши сейчас предпочитают больше катать в дотку (согласен, последнее критики не выдерживает, но это лично от меня). А есть ещё ньюфаги, про Варкрафт вообще не слышавшие, но к ним мы ещё вернёмся.


Получается, что существование сервера особо Blizzard не мешало, но, вероятнее всего, решающую роль в закрытии Носта сыграл маркетинговый отдел. О нём поговорим ближе к заключению, а пока хотелось бы коснуться темы, от которой лично у меня бомбануло сильнее всего. А именно о реакции официального сообщества. Того самого, которое на всех крупных площадках уже неделю утверждает, что ему пофиг на закрытие какой-то там пиратки, недостойной их внимания. Причём если взять тред на Набклабе, то дискуссия уже перевалила за 800 комментариев и останавливаться не собирается. Если бы ситуация была единичной, я бы промолчал, но и в темах зарубежных новостных ресурсов наблюдается нечто подобное, так что в «пофиг» я не верю, так как примеры обратного перед глазами. Так вот, реакция. Как модератору, наверное, крупнейшего русскоязычного ресурса, посвящённого World of Warcraft мне не стоило бы этого говорить, но в своём уютном стендалончике имею право – WoW-коммьюнити это самое токсичное онлайновое сообщество из всех, что мне встречались. В особенности его русскоязычное отделение. Не знаю, связано ли это с тем, что оно самое многочисленное или самое старое или с чем-то ещё, но, чёрт возьми, самые ненавистнические настроения я вижу именно там. Мне даже удивительно, с какой злостью воверы бросаются на упоминание любой другой онлайновой игры. Первое время моего новостничества (которое помимо Diablo 3 затрагивает прочие интересные события ММО-индустрии) я пребывал в средней тяжести шоке. Это всё напоминает какую-то тяжёлую форму ксенофобии, при которой любой чужак или даже дружественный гость немедленно подвергается нападению и растерзанию наиболее активной частью сообщества при молчаливом одобрении большинства (это я про пресловутые счётчики плюсиков в карму). В ход идут какие-то извращённые логические цепочки, перевирающие факты, обвинения конкурента во всех смертных греха, вплоть до пропаганды педофилии (корейским экземплярам достаётся больше всего, дошли уже до отождествления слова «корейский» какому-то ругательству), беззастенчивый нигилизм, мизантропия и просто непристойные аргументы и вот теперь оказалось, что подобным образом может попасть на орехи даже старым версиям того же WoW (которые, положа руку на сердце, и есть другая игра). Я наблюдаю эту оголтелую пляску на костях уже несколько дней и мне как-то не по себе, честно говоря.

Ладно, вернёмся к наиболее вероятной, по моей версии, причине закрытия Носта. Уже упомянутый маркетинговый отдел в последнее время пашет в поте лица. Франшизу причёсывают и напомаживают, в преддверии Legion переделывают и систематизируют лор, выпускают массу печатной продукции. Всё для подготовки к большому событию – премьере Warcraft. Грядущий многомиллионный киноблокбастер станет для Blizzard отличнейшей возможностью пополнить исхудавшую базу подписчиков и они хотят быть уверены, что каждый зритель, до того про WoW слышавший краем уха или не слышавший вовсе выйдя из кинотеатра и войдя дома в сеть перейдёт по правильной ссылке именно на экран создания аккаунта Battle.Net. А не на сайт многотысячной, набирающей всё большую популярность пиратки, на которой тоже написано «World of Warcraft». Вам, людям близким к онлайновой индустрии, возможность того, что несведущий человек может банально перепутать может показаться смешным, но поверьте, останься Nostalrius на плаву, некоторая часть ньюфагов, которых я упоминал выше, обязательно бы туда попала.



Так что дело не в какой-то там абстрактной зависти уважаемого мной господина Морхейма к популярности какого-то там левого сервера. Просто вокруг Носта возникло слишком много шума, слишком много топовых стримеров начали уделять ему всё больше внимания. И не будь на носу Легиона и кино по Варкрафту, возможно сервер бы продолжил своё существование. Но не в данный момент. Бизнес есть бизнес.

На самом деле для оставшихся бездомными игроков всё не так уж плохо. Да администрация слегка приуныла, да, исходники сервера в его нынешнем виде по их словам уже потеряны, но самое главное то, что дело-то на слуху и про «вероломное закрытие бездушной корпорацией маленького независимого сервера» узнаёт всё больше народа. Пиара много не бывает, какого бы цвета он ни был. Сто пятьдесят тысяч разъярённых игроков тоже никуда не денутся. Рано или поздно откроется новая версия Носта, разговоры об этом уже ведутся, разве что в этот раз приоритет будет отдаваться выбору хостинга в стране с правильным законодательством (да, такие есть), исключающим поползновения Blizzard на судебные иски (да, это реально) и здесь уже случайно случившаяся рекламная компания будет как нельзя кстати.

А я пока решил не ломать копий, не устраивать бойкотов и купил Legion. Вернее не отменил предзаказ, так как купил я его где-то с месяц назад. И судя по той информации, которой я располагаю по поводу нового дополнения, поведу я в нём снова не больше того же месяца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий