среда, 12 февраля 2014 г.

The Elder Scrolls Online Beta. Пятничные раки.


Тебе надо определиться. Нужна ли конкретно тебе ММОРПГ во вселенной Древних Свитков или тебе и одному в Тамриэле хорошо? И только потом уже идти на сайт Бетезды и икать от стоимости игры. Потому как и те, кто с нетерпением ждал появления Скайрима с кооперативом, так и те, кто от такой вероятности плевался, наконец дождались - это он и есть.

Любая игра серии Elder Scrolls всегда отличалась свободой. Даже не так - Свободой. После прохождения туториала, а то и вовсе без оного, игрока отпускали на все четыре стороны огромного, детально проработанного мира. Игрок обычно шёл, уговаривать его не приходилось. Даже если приключенец решил строго следовать основному сюжету, у него это чаще всего плохо получалось, потому что ой, на компасе маркер, по маркеру пещера, под пещерой двемерские руины и вот, ты уже сам не замечаешь как три часа прошарился по данжону, вырезая паровых центурионов. Дошёл до города с намерением продолжить главный квест? Хорошо, но зайди сначала в местную гильдию магов, вдруг там что интересное? В результате ты отрываешься от монитора в пять утра с резью в глазах и званием архимага.


Стопроцентная свобода очень способствовала эскапизму, почти полному погружению в игру, это был твой, только твой уютный (не)маленький прекрасный мир наполненный нэтчами, кланфирами, даэдрами, драконами и силтстрайдерами, тут ты был избранным, Нереваром, Довакином или каким-нибудь чемпионом Сиродиила. Формула старая, не спорю, но работала она стопроцентно, каждая новая часть, начиная с Даггерфола становилась бестселлером. Тому немало способствовала и графика, каждый раз задавая новую планку в играх похожего жанра.

И тут вдруг - онлайн. Зачем, казалось бы? В моём уютном (не)маленьком прекрасном мире будут бегать всякие раки, днища и прочие олени, резать моих скампов и грабить мои сундуки в моих подземельях? Не пущу!

Если серьёзно, анонс и правда был неожиданным. Тематический парк с подписочной моделью в наше-то время просвящённого фритуплея и всего через пару лет после Скайрима? Впечатление отчасти сгладил неплохой синематик, показавший, что деньгу в проект Зенимакс вложили. 

Перейдём непосредственно к бете. В преддверии прошлого уикенда многим пришли бета-ключи, а те, кому не пришло без особого труда забрали код с Curse.com. Первым делом начал чудить лаунчер. Конкретно у меня всё скачалось нормально, но у народа клиент бывало перекачивался по три раза. 


Как я уже говорил, действие происходит во Вторую эпоху, за тысячу лет до событий Скайрима. Играть нам по традиции предстоит за заключённого, на этот раз в одном из планов Обливиона, у даэдрического принца Молаг Бала, который выглядит как натуральный Дьябла. Для начала определяемся с полом, расой, внешностью и, внимание, классом. Да, я помню, что класс можно было выбирать и предыдущих играх серии, но там классом называлась всего лишь стартовая комбинация навыков. Тут же у нас есть Тамплиер (Templar, местный паладин), Волшебник (Sorcerer, маг и некромант в одном флаконе), Драконий Рыцарь (Dragonknight, классический воин) и Ночной Клинок (Nightblade, не менее классический рога). Позже выяснится, что различие между ними сугубо в классовых навыках, любой класс может брать любое оружие и носить любую броню. Но это потом, ну а я выбрал норда-Темплара.

Для начала мы сбегаем из камеры и отправляемся искать некоего Пророка, который видимо очень важен, раз люди ради него добровольно лезут в даэдрические клетки. Ищем ключи, просим помощи у безумных обитателей обливионовских просторов, исследуем шахты, выключаем охранные периметры. Как и обещалось, квесты небанальные, убивать по счётчику не приходится.


Вокруг бегает народ и тырит из-под носа сундуки. Это, если что, было единственное взаимодействие с другими игроками за время туториала. Воровства мобов тут нет, каждый получает положенную порцию опыта, согласно нанесённому урону. Святая троица ММОРПГ присутствует, но мотивации сбиваться в группки не было.

Тем временем мы телепортируемся из Колдхарбора (так назывался молагбаловский кусок Обливиона) и оказываемся в Скайриме, а вернее на его южной границе. Местная капитанша-данмер даёт нам первый квест, на который я ожидаемо забил и пошёл заниматься эксплорингом.


Bleakrock Isle, на кторый меня забросил телепорт не очень велик, по сравнению с основной картой. Но и этих размеров было достаточно, чтобы я провёл на нём почти все три дня бета-уикенда. Серьёзно, мир здоровый, ходить-непереходить. По традиции есть система быстрого перемещения, но путевых точек не так уж и много, да и стоит это, не то, чтобы мало, особенно на начальном этапе. 

Кто-то упрекал графику в серости. Чтож, пока стояла ночь, я был почти согласен. Серо, пасмурно, неуютно. Но вот когда взошло солнце и небо прояснилось все вопросы отпали. Ребят, графика в TESO отличная. Она не мыльная, текстуры высокого разрешения радуют глаз, движок выдаёт прекрасное освещение, лучше я в ММОРПГ не видел. Анимации персонажей только вышли неоднозначными, мне лично понравилось, хотя кому-то режет глаз. И самое главное-всё это практически не тормозит. Я играл на ультре, машина у меня трёхлетней давности, жалоб на быстродействие не было.


Решил таки поквеститься. Дали задание проведать островитян, спросить, не надо ли чего. А вот уже островитяне начали давать свои квесты, засчитывающиеся в метаквест. Который можно и не выполнять, дав отмашку на эвакуацию острова пораньше. Но не факт, что это не повлияет на дальнейшую игру. Пару раз приходилось делать выбор, после чего сюжетная линия ветвилась. Сами задания опять не разочаровали: поиграть в угадайки с духом-трикстером в замёрзшей пещере, провести диверсию в бретонском лагере, выкрасть вражеские донесения, провести ритуал вызова драконьего жреца, для проникновения в древнюю усыпальницу, был даже ещё один визит в Обливион. Если бы не снующие туда-сюда игроки было бы полное ощущение, что бы играешь в TES VI. 


Боёвка напоминает смесь Скайрима и ГВ2. От первого идёт частичная безтаргетность с прицелом посреди экрана, от второго система оружейных скиллов. У нас есть хотбар с семью кнопками, на пять из них можно вынести оружейные или классовые умения, на шестую поместить предмет из инвентаря для быстрого доступа, а на седьмой располагается умение-ульт, у каждого класса их три, по количеству специализаций. В остальном всё также: левая кнопка мыши-удар, правая-блок. На удары оружием, спринт и блок тратится стамина, на заклинания и стрельбу из посоха-магика. У каждой ветки оружия свои скиллы, у двуручного, например, это клив и рывок, у одноручного со щитом-таунт, у посохов Разрушения-огненные шары, Восстановления-лечение. Играть удобнее от третьего лица, ну, лично мне. 

Темплар может и делать пыщ и лечить. Урон наносится как в ближнем бою, так и на расстоянии, при желании можно раскачать чистого РДД с Piercing Javelin и Sun Flare. Выглядит зрелищно, другое дело, что маг всё равно лучше заточен под дальний бой. А с лечением всё неоднозначно, дело в том, что большинство хилящих заклинаний имеют АоЕ действие, а те, что рассчитаны на одиночную цель действуют на самого просевшего по ХП напарника. То есть хилить точечно может быть проблематично. Ориентация на консольное управление, щито поделать, десу.


Есть крафт. Ковыряешь руду, потом из неё куёшь себе доспехи и оружие, их стилистика определяется расовым реагентом, а крутость-количеством затраченных ресурсов. Любые шмотки можно разобрать, вернув часть ресурсов и слегка прокачав профессию. Также вещи можно грейдить по уровню и качеству вплоть легендарок, правда есть некоторый шанс сломать предмет, если не доложить компонентов, разумеется очень редких. Алхимия вполне традиционна, смешиваем реагенты для получения эффекта. А вот что-то новенькое: рунное зачарование. Во время путешествия встречаются руны разного качества и формы, которые можно составлять в слова и получать улучшения для вещей. Чем-то похоже на алхимию. И да, крафт доступен сразу весь, ограничение на количество профессий отсутствует.

Что до пресловутой атмосферы Древних Свитков, над которой все так трясутся, то с ней всё в порядке. По миру раскидано множество сундуков, всяческих пещер и деревень, куча квестодателей, встречающихся в самых неожиданных местах, в домах на полочках лежат традиционные книжки, которые можно прочитать (унести с собой только нельзя), в корзинах и комодах лежит всякий необязательных хлам, жители поселений живут своей жизнью, есть смена дня и ночи, даже рыбалку добавили, в угоду ММОшникам. Есть, правда и косяки. Например можно плавать, но нельзя нырять. К тому же если уплыть слишком далеко, то тебя натурально съедят рыбы. Или вот: в некоторые области мира нельзя попасть, пока не выполнен определённый квест (см. выше абзац про Свободу). 

На материк я попал под вечер воскресенья, почти под конец беты. Вот там начался натуральный Морровинд, кругом данмеры, гуары, нэтчи с тентаклями, грибы эти гигантские. Решил что пока довольно, релиз скоро, не хотелось себе всё спойлерить. Впечатление от беты сугубо положительное. Было бы. Если бы не приходилось висеть по двадцать минут на загрузке персонажа. После которой тебя обычно выкидывало на логинскрин. В субботу было натуральное нипаиграть. Также постоянно повисал интерфейс при общении с неписями и в окошке крафта, спасала команда /reloadui. Спишем это на бету и будем надеяться, что в релизе поправят.


Итак. Скайрим с кооперативом. Можно бегать группой, даже толпой. Но если бы в интерфейсе была кнопочка "отключить отображение других игроков", то не изменилось бы ровным счётом ничего. Я играл недолго, но мне не встретилось ни одной коллективной задачи. До данжей я не добрался, якорей Молаг Бала не встречал, на ПвП в Сиродиил не ходил, хочется думать, что там командная игра будет поощряться.

Многие вангуют игре переход на фритуплей через год. Сказать по этому поводу ничего не могу, потому, что и игру-то почти не видел, не хочу уподобляться пятничным ракам-экспертам, вынесшим игре вердикт ещё на стадии закачки клиента. Месяца через полтора после старта можно будет делать выводы, скажу лишь, что пока мне не довелось пожалеть о совершении предзаказа.

P.S. Подумалось тут, что TESO будет одной из немногих ММОРПГ на консолях, наряду с FF14 и... и всё чтоли?

P.P.S. Извините что без своих скриншотов, отчасти из-за NDA, отчасти из-за того, что я только к концу теста разобрался, что по принтскрину снимки экрана не делаются.

10 комментариев:

  1. Качал клиент всю ночь, играл меньше часа. На мой взгляд нет ничего в игре такого. чтобы платить за не локализованную версию. А локализованной, насколько я знаю, и не предвидится. А графика да, хороша, особливо после всей это блевотной азиатской клоунады во главе с пандами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подразумеваю не только сам WoW, но и AA, и Невервинтер, и прочее, прочее, прочее

      Удалить
  2. 1. "Да, я помню, что класс можно было выбирать и предыдущих играх серии, но там классом называлась всего лишь стартовая комбинация навыков. Тут же у нас есть Тамплиер ... " Ну так это же Морр-Обливионская система с сильно урезанным числом классов. Это в Скайриме уже пошла безклассовка, но и то её можно исправить модом на Обливионскую.
    2. (глядя на скрин) Так вот какие батоны были давным-давно, в одной далёкой-далёкой провинции...
    3. А что жалеть - ты же в неё не играл по факту. Игру определяет то, насколько держит геймплей. Или повседневный, а-ля ЕВЕ, или эндгеймовый, а-ля ВоВ. Судя по всему здесь ставка на эндгейм. Какой он - ещё не известно. Но в любом случае крайне мала вероятность того, что его будет достаточно для долговременного удержания игроков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще затягивает. Как Скайрим затягивал. Что до эндгейма, то будут целые рейд-зоны на 24 рыла и инстансы-героики.

      Удалить
    2. Будут это как посмотреть. В СВТОР почему-то внезапно оказалось, что эндгейм был быстро сьеден и игроки сбежали, ибо стало скучно. В Рифте тоже. Да начиная с Эверквеста 2. - Но это же только начало, вы пока бегайте по кругу, а мы когда-нибудь потом выпустим ещё - сказали разработчики, - но слушателей осталось мало. Как-то так. Думаешь тут игроков смогут постоянно кормить эндгеймом? ;)

      Удалить
    3. Зависит от темпов выпуска контента и качества ПвП. Это же не песочница.

      Удалить
    4. Именно, не песочница. И по другим "не песочным" проектам за все эти годы уже давно известно, что ПвП тут не поможет и что темпы выпуска красивыми бывают только на словах вралей из пиар-отдела. Кроме того, эта модель эндгейма давно устарела и нуждается в переработке. Так что если в Беседке не придумали ничего очень революционного, то дальнейшая судьба проекта довольно предсказуема. Она заложена изначально.

      Пока только в ГВ 2 пытаются уйти от старой схемы эндгейма, развлекая людей развивающимся сторилайном (как я понимаю). Но у них и не подписочная модель игры.

      Удалить
    5. Ещё TSW по системе b2p сейчас работает. Но она камерная и нишевая.

      Удалить
    6. Ну ЕВЕ тоже весьма нишевая, однако разработчики из этого выжали куда больше, чем можно ожидать. Потенциал есть всегда - та же FF XIV пример реализации - только редко кто им пользуется.

      Удалить
  3. Слоупочный коммент конечно, почему-то меня из-за DNS периодически на блогспоты не пускает, ну не суть:
    Я сам в тесо планировал начать с эбенгардского пакта, правда я ожидал, что если я начал за даркэльфа то и выкинет меня в морровинде, ан нет, по одной нуболоке, ну окей - скайрим. Зима, природа, все дела. Почему-то снежные локации GW2 действительно запали в душу, да и сам Скайрим в одноименой игре получился очень душевным, чего нельзя было сказать о Скайриме в ТЕСО. Да, текстурки четкие, но дело же не в этом, да? Дело в стилистике, и тут все какое-то картонно-деревянное. Правда не был в морровинде, может там все очень круто. Не знаю.
    Ну и как бы свобода. Ее нет. Именно ТЕСовской свободы нет.

    ОтветитьУдалить